"Бегущая по волнам" |
ТантраНаправления Тантры Тантра и Йога Три гуны. Устройство Вселенной Пять элементов Символика и язык тантры Мантры и янтры Пуджи - ритуалы поклонения Панча макара. Сексуальная тантра Обретение тела и соединение с пороками Согласно тантре, Пракрити (Великая Природа), сотворённая силой Шакти, обладает тремя гунами, т.е. основными качес твами, или главными свойствами. Они таковы: саттва - принцип света, гармонии и уравновешенности; рад жас - принцип активности, подвижности и беспокойства; тамас - принцип инертности, темноты и противоде йствия. Сознание человека также обладает тремя гунами; то, какая из них доминирует, определяет его существование, поведение и отношения с окружающим миром. Саттва является должным состоянием сознания, проявляясь в нём как ясное восприятие и мудрость. Люди саттвы ценят истину, обладают высокими творческим потенциалом и интеллектом, пребывают в состоянии гармонии с собой, другими людьми и природой. Те, в ком наиболее силён раджас, страстны и азартны, активно стремятся приобрести силу и власть, они любят руководить, дорожат престижем и авторитетом; это " воины" в широком смысле этого слова. Люди, в которых преобладает тамас, инертны, пребывают в западне страха, не ведения, раболепия и сил разрушения. Каждая из трёх гун необходима, но на своём месте. При их ненужном смешении или перемене мест возникает то, что субъективно воспринимается как загрязнение или дисгармония. В качестве примера можно привести обыкновенную гр язь, которая является смесью земли и воды, каждая из которых по отдельности не воспринимается как нечто грязное. В тантре очищение человека - это не выбрасывание "грязи", а восстановление должного порядка гун, разделение (т.е. сепарация) их из хаоса. При этом то, что внутри себя человек ощущал как "грязь", "порок" и "зло" становится для него ценным источником, из которого практикующий извлекает строительный материал для восстановления своей гармонии и чистоты. Но тантра не ограничивается этим, ведя практикующего ещё выше - к Божественному, которое находится по ту сторону трёх гун... За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml Почти все символика тантры сексуальна (а потому - красива, притягательна и обладает сильным воздействием на восп ринимающего её). Даже конечная цель тантры описывается как сексуальное соединение с Божественной Истиной, кот орое даёт бесконечную свободу и сопровождается бесконечным блаженством. Многие тантрийские практики описываю тся как майтхуна садхана (практика сексуального соединения). В тантре майтхуна естественным и очевидным образом символизирует полное слияние двух разделённых частей в одно целое. Вот пример описания подобной практики из "Ха тха йога прадипика" ("Разъяснение хатха йоги") Сватмарамы: "Между Гангой и Джамной (реки в Индии) находится молодая девственница. Нужно силой овладеть ею на царском тро не." Невежественный человек, если он поймёт слова текста прямо и попытается их точно выполнить, окажется в затрудните льном положении. Посвящённый же знает, что Ганга и Джамна - это ида и пингала (левый и правый энергетические ка налы, проходящие вдоль позвоночника). Молодая девственница - это кундалини, или кундалини-Шакти, или кулакунда лини (изначальная энергия, скрытая в области основания позвоночника). Царский трон - это сахасрара (верхняя чакра - важный энергетический центр, находящийся в районе макушки головы). Таким образом данная техника описывает про цесс подъёма скрытой внутренней энергии и её слияние с сознанием. Сознание, разбуженное этой энергией и впитав шее её силу, пробуждается от сна к познанию Божественной реальности. Это ведёт к самадхи (высшему состоянию Б ожественного Сознания) и овладению сиддхами (скрытыми сверхсилами). За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml Одной из практик тантры является ощущение любого звука как мантры. Все буквы санскритского алфавита являются б иджа-мантрами. Название предмета или явленя на санскрите (и некоторых других древних языках) таково, что сочетан ие биджа-мантр, из которых состоит соответствующее слово, выражает именно ту энергию, которая содержится в данн ом предмете или явлении. Поэтому в тантре считается очень важным говорить истину: если слова не соответствуют де йствительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности. Энергия, рождённая лож ью, не находит себе места в реальном мире и в конце концов обращается против того, кто её произнёс. Напротив, если реализованный мастер или святой говорит то, чего нет, то его слова материализуются: энергия, которую он пробуждает словами, столь сильна, что изменяет реальность. В тантре считают, что сущность человека заключена в его речи, и так как звук тесно связан с энергией, то под словом "речь" понимают не только "обычную" речь, но всю внутреннюю энер гию человека, и даже часто заменяют термин "энергия" на "речь". Многие мантры обладают комплексным воздействием, влияя сразу на три сферы существования человека: тело, энерг ию и сознание. Например такое свойство имеет одна из главных мантр шайвов "Ом намаа Шивайя". Перевести её мож но так: "Ом. Славлю имя Господа (Шивы)". Её внутренний и тайный смыслы таковы. "Ом" является слитным произнош ением биджа-мантры "аум". В тантре есть представление о том, что всё Творение порождено мантрой "аум", которая я вляется биджа-мантрой Вселенной. В "аум" звук "а" относится к проявленному миру, физической Вселенной. Звук "у" связан с миром энергии. Звук "м" олицетворяет Высшее Сознание. Для человека же звук "а" связан с его телом и обы чным состоянием сознания. Звук "у" связан с внутренней энергией человека и сознанием в состоянии сновидения или мечтаний. Звук "м" связан с сознанием в состоянии сна без сновидений ("Мандукья упанишад"). "Намаа" символизир ует направление куда-либо или соединение с чем-либо. "Шивайя" олицетворяет океан Высшего Божественного Сознан ия. Таким образом, произнесение "Ом намаа Шивайя" означает: "Я весь - телом, энергией и всеми состояниями созна ния - соединяюсь с Богом". (Интересно, что слово "Аллах" для суфиев имеет точно такое же значение. Так, звук "а" - б уква "алиф" - символизирует человека. Двойное "лл" - две буквы "лям" - устремление к чему-либо, преклонение перед ним. "Ах" символизирует переход к Запредельному... Действительно, "Истину можно уподобить фонтану, который бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями в разное время и на разные места" (Инайят Хан).) Мантры повторяют не только в слух (джапа), но и про себя (аджапа джапа). Также их повторяют, концентрируясь в как ой-либо чакре и добиваясь ощущения того, что мантра звучит внутри чакры. Есть практики, при которых мантрой нас ыщают каждую клетку тела, так, чтобы весь организм превратился в вибрирующую мантру. Часто повторение мантр с очетают с дыхательными упражнениями. Например в мантре "со хам", означающей "я есть То (т.е. Бог)" на вдохе прои зносят "со", а на выдохе - "хам". Также в практике тантры используются янтры, которые тесно связаны с мантрами. Янтра (дословно - машина, работающее устройство) - это рисунок в виде диаграммы, который, подобно мантре, обладает силой влиять на состоян ие тела, энергии и сознания. Мантра является звуковым воплощением энергии, а янтра - её зрительным воплощением. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующ ей янтрой. Сложные янтры называют мандалами. Янтры рисуются на шёлке, коре определённых деревьев, ме ди, золоте или теле; процесс создания янтры сам по себе является особым ритуалом. Для медитации янтру созерцают так, чтобы она "затянула" сознание в себя. Зачастую, чтобы усилить эффект, янтру созерцают, произнося соответству ющую ей мантру; изображения многих янтр содержат вписанную мантру. Янтры не только созерцают, их также визуал изируют внутри своего тела. Некоторые янтры имеют большие размеры и нарисованы на земле. Такие янтры использу ют для проведения внутри них специальных пудж (ритуалов поклонения); при этом янтра работает как устройство, про являющее Божественную энергию. Дхуни (яма для ритуального возжигания священного огня) также является янтрой. В тантре все предметы и явления рассматривают как своеобразные янтры; даже вся Вселенная - это бесконечная косми ческая янтра. Самой же лучшей янтрой считается тело человека. Так, асаны (позы) хатха-йоги - это не что иное, как ян тры, сформированные из тела. Каждая такая "телесная янтра" создаёт присущую только ей энергию, которая и "работа ет" в данной асане. Особую роль имеет практика, при которой индивидуальное сознание воспринимается как янтра, по зволяющая выйти за его собственные пределы. За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml Раствориться в Шиве можно, слившись с Шакти, которая находится с ним в непрерывном соединении. Для этого необ ходимо очистить собственные пять элементов. Для такого очищения в тантре существует множество практических мет одов, среди которых пуджи занимают очень важное место. Простейшая пуджа внешне может выглядеть как предложе ние изображению или скульптуре божества различных даров, среди которых обязательны: цветы, благовония, пища, с андаловая паста и огонь в лампаде. При этом цветы соответствуют элементу пространства, благовония - элементу воз духа, лампада - элементу огня, пища - элементу воды, сандаловая паста - элементу земли. Осознанно предлагая эти дары и реализуя мистический смысл происходящего, практикующий таким образом соединяет соответствующие элем енты своего тела, энергии и сознания с изначальным источником Божественного, тем самым очищая их. За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml В качестве примера рассмотрим известную тантрийскую практику очищения панча макара садхана (практика пяти "м"). На начальном этапе при его выполнении употребляют немного мяса (манса), рыбы (матсья), зерна (мудра), в ина (мадира) и практикуют сексуальное соединение с партнёром (майтхуна). Зерно соответствует земле, рыба - воде, вино - огню, мясо - воздуху, секс - пространству. Практикующий этот ритуал осознанно использует каждое из первых четырёх "м" для пробуждения и активации соответствующих собственных энергии и элемента. С их помощью намерен но активируется сексуальная энергия. В следующем затем сексуальном соединении тантрист отождествляет себя и п артнёра с двумя божествами (как правило, это Шива и Шакти). Визуализация (представление) этого должна быть насто лько сильной, чтобы практикующий реально увидел и почувствовал себя и партнёра как соответствующие божества. В озникающее состояние возбуждения используется для открытия осознаванию тех глубин сознания, которые обычно не доступны. При этом сексуальная энергия, отделённая от сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет одж ас - тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас разжигает теджас - огонь сознания, который усиливает медхагни - огонь ума и восприятия; теджас и медхагни сжигают все затемнения в сознании. С помощью силы теджаса и медхагни осуществляется "внутренняя майтхуна" - в нутренняя Шакти (т.е. кундалини) сливается с внутренним Шивой (т.е. сознанием). Сознание, освобождённое силой Ша кти из плена материального мира устремляется к Несравненному, вечному Центру, океану единственной Реальности, Божественному. Не всякий практикующий тантру способен правильно выполнить такую панча макару. Что же касается людей несведу щих, то, услышав о подобном ритуале и дополняя своё незнание бурными фантазиями, они составляют чудовищно ис кажённое мнение о тантре как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности всё интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, её достраивают до целого в силу собственных представлений о нём. В этом одна из причин того, п очему тантра всегда сохранялась в тайне. В тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом. Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. В этом отношении очень интересен символический смысл многих древних т антрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо, которому в 1999 г. исполнилось 1000 лет. Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей Энергии. Если человек остаётся снару жи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит только Божественное. Во внутренней панча макаре пять "м" приобретают иное значение: зерно - это асаны (позы), способствующие свободн ому движению энергии, в т.ч. кундалини, рыба - это пранаямы (особое дыхание), очищающие энергетические каналы, вино - это амрита (нектар бессмертия, особая энергия), рождающаяся в голове и опускающаяся из неё в тело, мясо - это речь, представляющая энергию всего организма, секс - это "внутренняя майтхуна", т.е. соединение кундалини с с ознанием в сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с Божественным. Высшая ступень этой практики называется адхидайвика (т.е. запредельная) панча макара и связана с полным очищен ием пяти элементов тела, энергии и сознания. В итоге все они проясняют своё состояние до изначального состояния с ияющего света, из которого были когда-то сотворены. Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход физического тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшие преобразования реализуют "тело золотого света" - выс шее состояние Божественного бессмертия. На пути к этому, человек преодолевает пять барьеров: нарай (седину), тирай (замутнённое видение), муппу (старость), ной (болезнь) и маранам (смерть). В ходе этого процесса проявляются восемь сверхъестественных сил, или сиддх:
"Было время, когда я презирал тело, но затем я увидел Бога внутри него. И тогда я осознал, что тело - храм Господа и стал относиться к нему с огромной заботой." "Всевышний Господь, наделивший меня Знанием, вошёл в меня и, проявив Себя в плоти моего тела, навечно посе лился во мне." "Посредством воспламенения солнца и луны, находящихся в муладхаре, даже волосы стали мягкими, нежными, с ияющими и излучающими свет." "Если человек достигает прочного единства с прекрасной Божественной Шакти, то ... морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится молодым." "Тот, кто обладает знанием ... может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного" (Тирумулар). "Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно... Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое те ло... О люди, ищите убежища в моём Отце - властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное т ело бессмертным!.. Господи! Вечная Вселенская Любовь наделила меня золотым телом и слилась с моим сердцем. Р астворившись во мне, Ты Светом Милости алхимически преобразила моё тело." Последние слова принадлежат Рамалинге Свамигалу, святому из Вадалура (юг Индии), который 30 января 1874 года в присутствии учеников исчез во вспышке фиолетового света. К сожалению, традиционное восприятие индуистской тантры на Западе поразительно примитивно и поверхностно. Под авляющее большинство видит лишь "экзотическое искусство любви" в сияющем великолепии этого пути достижения Божественного Совершенства... За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml Соединиться с телом - значит соединить с телом своё сознание, т.е. начать осознавать тело. Осознавание символизир уется как сексуальное проникновение внимания в тело - в каждую его клетку - и соединение их в одно целое. Тантра г оворит, что человек по-настоящему получает тело только тогда, когда начинает осознавать его. Осознавание приводит тело в порядок, даёт тантристу исчерпывающее знание всех его функций и умение управлять ими. В результате практи кующий сам становится господином своего тела, и теперь оно подчиняется ему, а не наоборот. Если тантрист совершает майтхуну (соединяется) со своими пороками, то пороки преобразуются в добродетели. Прои сходит это так. Тантра рассматривает все качества человека как проявления его внутренней энергии. Отрицательное к ачество - это проявление загрязнённой энергии. То, что воспринимается как загрязнение энергии, на самом деле являе тся нарушением её правильного течения. Это могут быть завихрения потока или заторы на его пути. Именно они прояв ляются как пороки, изъяны, несовершенства, недостатки. Сама энергия чиста и безупречна, это Шакти, изначальная Б ожественная энергия. Всё, что нужно сделать - это освободить энергию. Для этого соединяют сознание и энергию, т.е. начинают осознавать течение энергии. Так же как и в случае с телом, это символизируется как сексуальное соединен ие внимания и энергии. То, что происходит от такого соединения, похоже на распутывание узлов. Осознавание "выпря мляет кривое и расширяет узкое". Освобождённая энергия начинает двигаться свободно и естественно. Такое течение Шакти проявляется либо как положительное качество (добродетель), либо как сиддхи. В тантре нет понятия греха. Есть невежество - незнание себя, неумение чувствовать и преобразовывать "дурные" энер гии в "хорошие". Если бы человек знал все последствия своего поступка, он бы никогда его не совершал. Такой подх од очень конструктивен: вместо угнетающего и разрушающего чувства вины человеку предлагают изучить и изменить себя, т.е. стать совершенней. Всё является проявлением изначальной энергии, или Шакти. Шакти находится в непрерывном соединении с Шивой, или Высшим Сознанием. Соединиться с этим Божественным Сознанием можно, слившись с Шакти. В арсенале тантры им еются методы, позволяющие слиться непосредственно с Шакти, например в форме кундалини. Есть методы, позволя ющие освободить Шакти в одном из её проявлений, которым может быть порок или добродетель. В этом случае Шакти можно распознать, обнаружить во всём - надо лишь "за волнами увидеть саму воду". Для этого надо слиться с самой формой, с проявлением. Простой пример объясняет, почему именно слияние с проявлением позволяет обнаружить со держание. Представьте, что вы находитесь в волнующемся море. Если вы сопротивляетесь волнам, они будут бросать вас из ст ороны в сторону, бить в лицо, мешая смотреть. Если же вы колышетесь на волнах, то вы неподвижны относительно ни х. В этом случае перед вашим взором - поверхность спокойной воды, волны не мешают её видеть; фактически, волн для вас нет. Волны - это проявления (пороки, добродетели, боль, наслаждение и т.п.); вода, т.е. "строительный матери ал", из которого состоят волны - это Шакти. За эту информацию спасибо сайту http://www.tantra.ru/src/ind-t.shtml |
<<< Назад Дальше >>> |
Под редакцией Ольги М. |