"Бегущая по волнам"

Ци - Гун

Введение
Что такое ци?
Что такое ци-гун?
Ци и человек
Три Сокровища: цзин, ци и шэнь
Теория цигун-тренировки
Направления ци-гун
Требования к положению тела в занятиях
Выбор времени и направления для занятий
Учимся управлять энерией ци
Комплексы упражнений
Оздоровительные комплексы
Справочник


Теория цигун-тренировки

В практике цигун чрезвычайно важно понимать принцип любого действия. Принцип - это корень вашей практики, осно ва для достижения желаемого результата. Именно корень является источником жизни, тогда как ветви и цветы (резуль таты) дают лишь мимолетную красоту.
Если корень сохранен, все остальное можно возродить. Если остались только ветви и цветы, они умрут очень быстро. Каждая форма практики цигун имеет свое особое назначение и теорию. Если вы их не знаете, у вас отсутствует корень (значение) практики. Таким образом, практикуя цигун, вы должны непрерывно размышлять до тех пор, пока к вам не п ридет понимание каждого комплекса и каждой формы.
Для достижения глубокого уровня понимания и проникновения в сущность любой практики цигун, вы должны постоянно хранить в памяти пять тренировочных принципов и возвращаться к ним в поисках более г лубокого понимания. Это единственный способ достижения ментального и физического здоровья.
Всегда помните, что практика цигун включает в себя не только внешние формы; ее существенными аспектами являют ся ваши чувства и понимание. Эта, иньская, сторона тренировок не имеет пределов, и чем глубже ваше понимание, т ем больше вам еще предстоит узнать.

За эту информацию спасибо сайту http://www.medchina.narod.ru/health/cigun/c1.htm
Вверх

Направления ци-гун

Существует множество направлений цигун и, в зависимости от поставленной исследователями задачи, их называют и систематизируют по разному: по религиозно-идеологической окраске, прикладному зна чению, методу практики и т.д. Можно перечислить немногие для примера.
По религиозно-идеологической окрашенности.
Конфуцианское направление считается заложенным известным мыслителем Конфуцием, жившем в V - IV вв. до н.э. В философии этого направления преобладало этическое начало. Практика направлена на регулирование сознания, избавления от эмоций, воспитание нравственных качеств, повышение творческой активности и самосовершенствование для общественно-полезной деятельности.
Даосское направление появляется в IV -III вв. до н.э. на базе древних культов различных верований и филосо фских учений. Центральным в направлении было понятие "Дао", в упрощенном смысле "Путь". Основная особенность - естественность непреднамеренность. "Действовать не действуя" - это является законом бытия Космоса. Доминирующ ем в даосском направлении является тренировка ума и тела совместно. Методики уделяли равное внимание как практ ике упражнений тела, так и созерцанию природы, стремясь гармонизировать свое "Я" с единым потоком Дао.
Буддийское направление возникает на рубеже новой эры в результате проникновения буддизма из Индии в Ки тай. Восприятие буддистами мира как иллюзорного, как цепи страданий и бесконечных воплощений в "колесе переро ждений", осознание необходимости непрерывного совершенствования для просветления и обретения состояния Будды. Методики направлены на "сдерживание сознания". регулирование эмоционального состояния, созерцание, растворение сознания в "абсолютной истине".
По прикладному значению направления цигун подразделяют на медицинское (лечеб ное) и боевое (весь комплекс боевых искусств называется в Китае ушу). Целью медицинского цигун является саморег уляция, профилактика заболеваний, лечение болезней, продление жизни, достижение долголетия и бессмертия. Цель практик боевого цигун - укрепление тела, закалка духа, отработка мгновенной реакции и состояния невозмутимости в любых ситуациях.
По методу практики цигун делят на жесткий и мягкий, внутренний и внешний, статиче ский и динамический.Упражнения могут выполняться в положении стоя, сидя, лежа и при ходьбе.

За эту информацию спасибо сайту http://qigong.ru/Journal/index.html
Вверх

Важнейшие требования к положению тела
в занятиях цигун и ушу


Исходное положение
В положении сидя корпус тела выпрямлен, поясница прямая, ровная, без наклона. «Сидишь, как колок ол, стоишь, как сосна, лежишь, как лук для стрельбы». И на тренировках следует сидеть, «как тигр, спокойно, как ска ла». Дышать свободно, легко «Внутреннее» и «внешнее» находится в полной гармонии. Главная особенность - в одно временной готовности тела и духа.
Положение стоя: поза должна выдерживаться особенно строго, голову и шею следует держать прямо, подбородок подобрать. Глаза одухотворенно смотрят прямо, точка байхуэй направлена вверх. Грудь расправлена, жи вот подтянут, поясница прямая, как стержень. Позвоночник выпрямлен, и нагрузка распределяется равномерно вверх и вниз. Крестец соединяется с точкой хуэйинь. Плечи опущены, руки свободно свисают вниз. Колени немного согнуты. Пальцы ног «захватывают» землю. Часто говорят: надо прочно стоять на земле, но стоять не как бездушное дерево, а чтобы в спокойствии присутствовала одухотворенность.
Двигаться следует быстро, живо. Движения глаз и рук скоординированы. Чтобы достичь быстроты и си лы, живости и твердости, необходимо находиться в состоянии готовности, которая характеризуется выражением «спок ойствие невинной девушки и подвижность свирепого тигра в горах». Перед началом тренировки поза стоя и сидя долж на быть точно такой же, как говорилось выше. Кроме того, необходимо мысленно представлять свое тело в разных поз ах как пять луков для стрельбы, которые затем вновь объединять в один лук.

Мысленно представить свое тело, уподобившееся поочередно пяти видам луков для стрельбы.
Тело в процессе движения должно быть, как натянутый лук: натяжение от головы до пят - единое взаимосвязанное цел ое.
«Первый лук»: обе руки подняты на одном уровне, кисти рук сжаты в кулаки и естественно согнуты в форме ду ги, таким образом руки, плечи и шейные позвонки образуют дугу лука. При этом лук - это шейные позвонки. Пусть даже положение рук изменилось, однако «идея» (сила) «первого лука» не может исчезнуть. Это также означает, что лук тве рд и цел. Движение лука приводит к общему движению. При каждом порыве и движении думайте об этом луке. Напри мер, хочешь вынести вперед правую руку и провести удар, если в мыслях - «первый лук», то одновременно с вынесе нием правой руки необходимо все тело повернуть в сторону, как ось лука. Левая рука, естественно, оставлена сзади. Таким образом, правая рука может вобрать силу всего тела. Если в движении «выбросить руку с силой» (чушоу юли) не держать в мыслях этот лук, то произойдет лишь удар правой руки и невозможно будет вовлечь силу всего тела.
«Второй лук»: правый кулак и левая нога (ступня), соединяясь в одну линию, образуют «второй лук». Левая ст опа делает шаг вперед, а правый кулак выносится вверх и вперед. От правого кулака через тыльную часть правой руки и спину, поясницу, тыльную часть ноги до пятки левой ноги образуется одна косая линия, представляя собой подобие лука. Правый кулак и левая стопа - это два конца лука, поясница - его рукоять. Концы лука могут быть взаимно соглас ованы (в движениях): когда выдвигается правый кулак, левая пятка упирается с силой в землю. Поясница как ось явл яется рукоятью лука. Таким образом сила удара правого кулака передает силу всего тела.
«Третий лук»: левый кулак и правая стопа, соединяясь в линию, представляют собой подобие лука. Делаем ш аг вперед правой ногой, левый кулак выносится вверх и вперед. От левого кулака через тыльную часть левой руки и с пину, поясницу, левую ногу до тыльной части пятки левой стопы образуется одна косая линия, представляя собой под обие лука. Левый кулак и правая стопа - это два конца лука, поясница - его рукоять. Концы лука могут быть взаимно со гласованы (в движениях) когда выдвигается левый кулак, тыльная часть пятки правой стопы (ноги) может с силой упир аться в землю. Поясница как ось является рукоятью лука. Таким образом сила удара левого кулака передает силу все го тела.
«Четвертый лук»: голова и левая стопа, соединяясь через тело в единую линию, представляет собой подобие лука. Левой стопой делаем шаг вперед, и с головой это положение будет напоминать лук. Голова и нога (стопа) предс тавляют собой два конца лука, а поясница как ось - его рукоять. Точка байхуэй направлена вверх, пальцы левой стопы прижаты к земле и естественно ощущается, что этот «лук» обладает силой.
«Пятый лук»: голова и правая стопа, соединяясь через тело в единую линию, представляют собой подобие лу ка. Правой стопой делаем шаг вперед, и с головой это положение напоминает лук, т. е. два конца лука. Поясница как ось составляет рукоять лука. Мысль об этом «пятом луке» не только играет решающую роль в процессе всей трениро вки цигун, но и влияет на естественное изящество позы, гармония движений обладает силой, к тому же полезна для з доровья.
Рукоять второго, третьего, четвертого и пятого луков - это поясница. Можно убедиться, как важна поясница. Часто гов орят, что если поясница и ноги сильнее, то человек здоров. Если поясница обретает силу рукояти «четвертого лука», то правая и левая ноги также обретают силу двух изгибов лука. Таким образом поясница и ноги будут здоровыми и силь ными. «Соединение пяти луков» в один: мысль, дух и тело, собственно говоря, единое целое. Неважно, каким делом ч еловек занимается, он должен через посредство мысли и духа владеть своим телом, чтобы выполнить эту работу. Лю бой человек, если только он овладел идеей о «пяти луках», о которых говорилось выше, плюс прошел закалку цигун, может выполнить то, что обычным людям недоступно. Но одной только мысли, что тело может уподобиться «пяти лука м», еще недостаточно, необходимо также рассматривать тело как единое целое. В древности говорили. «Сливать пять луков», т. е. превратить тело в подобие одного лука. Секрет в том, чтобы точку байхуэй, шейные позвонки, копчик, ноги и пятки рассматривать как одну прямую линию. Суть в том, чтобы байхуэй и шейные позвонки были расположены пря мо, поясница как ось управляла бы всем телом, копчик был опущен вниз, пальцы ног захватывали бы землю. Таким о бразом все тело приобретает силу. Это - основа занятий цигун.

За эту информацию спасибо сайту http://qigong.ru/Journal/index.html
Вверх

Выбор времени и направления
д ля занятий цигун


Выбор времени для занятий цигун
Занимающиеся цигун обязательно должны учитывать необходимость соотнесения занятий с тем или иным периодом в ремени. В древности, когда не было часов, время измерялось в шичэнях. Один шичэнь составлял два часа. Следова тельно, одни сутки подразделялись на 12 шичэней: цзыши (23:00 - 01:00), чоуши (01:00 - 03:00), иньши (03:00 - 05.00), маоши (05:00 - 07:00), чэньши (07:00 -09:00), сыши (09:00 - 11:00), уши (11:00 - 13:00), вэйши (13:00 - 15:00), шэньши ( 15:00 - 17:00), юши (17:00 - 19:00), сюйши (19:00 - 21:00) и хайши (21:00 - 23:00). Периоды цзыши, чоуши, иньши, мао ши, чэньши и сыши соответствуют мужскому началу ян. В эти отрезки времени "поднимается" ян-ци. Остальные шесть шичэней, то есть уши, вэйши, шэньши, юши, сюйши и хайши, соотносятся с женским началом инь. В эти отрезки вре мени ян убывает, а инь нарастает.
В период цзыши (с 23:00 до 01:00) происходит концентрация "изначальных" инь и ян и их наиболее благоприятное вза имодействие. Инь и ян постепенно накапливаются в "почечной жидкости". Прежде это называлось "прежденебесной ц и", составляющей основу жизнедеятельности организма. Фраза "период цзыши - первый период активности ян", встре чающаяся в учении об инь и ян, применительно к цигун означает зарождение как раз такой ци. Чжан Цзинюэ писал: "Ч тобы восполнять ян, надо искать его в инь. Процесс получения ян из инь (зарождения и превращения) бесконечен".
Следовательно, занятия цигун в период цзыши позволяют уловить момент появления в организме "истинной ци". Кроме того, время цзыши - первый из шести периодов активности ян. В этот период инь находится в состоянии максимальной активности и ян зарождается, то есть зарождается ян-ци. "Истинная ци" как раз в это время направляется в меридиан желчного пузыря, отчего последний слегка разогревается. Это первый признак появления ян. В "Нэй цзин" говорится: "Все одиннадцать внутренних органов находятся в зависимости от желчного пузыря". Выполнение упражнений в пери од цзыши значительно увеличивает эффективность занятий цигун.
Время маоши (с 05:00 до 07:00) совпадает с восходом солнца и четвертой стадией активности ян, когда ян-ци уже вла ствует в организме. В этот период "истинная ци" перемещается по меридиану толстого кишечника, который находится напротив меридиана легких (Меридиан легких проходит вдоль внутренней стороны руки, а меридиан толстого кишечни ка - вдоль внешней.) и поэтому попадает под его влияние. Занятия цигун в это время способствуют укреплению ян-ци. Не зря говорят: "Во время маоши ци кипит".
В период уши (с 11:00 до 13:00) солнце находится в зените, а "истинная ци" перемещается по меридиану сердца. Сер дце - главный "ян-орган", поэтому ян-ци находится в высшей стадии активности. Однако это время совпадает и с перв ой стадией активности инь. Поэтому занятия в этот период времени способствуют укреплению нарождающейся "изнач альной инь-ци" и начинающемуся процессу угасания активности ян-ци.
Период юши (с 17:00 до 19:00) совпадает с заходом солнца и четвертой стадией активности инь, когда инь-ци "тяжеле ет". Поскольку инь и ян находятся в полной взаимозависимости, то занятия цигун в это время способствуют укреплен ию "истинной инь-ци" и поддержанию скрытой фазы существования ян.
Занятия цигун в периоды цзыши, уши, маоши и юши позволяют поддерживать динамическое равновесие между инь и ян в организме человека, поскольку обеспечивается полное соответствие между выполняемыми упражнениями и скры тыми закономерностями естественного зарождения, укрепления, превращения и успокоения ци.
Выбирая время для занятий, следует в первую очередь учитывать принцип равновесия инь и ян, избегая возможного доминирования одного из начал.
Наиболее оптимальным временем являются периоды цзыши, уши, маоши и юши.
Выбор направления для занятий цигун
С древнейших времен считается, что наиболее благоприятным для занятий является направление "север - юг": "лицом на юг, спиной на север" или "лицом на север, спиной на юг". Поскольку север соотносится с "водой жэньгуй", а юг - с "огнем биндин", то положение "лицом на юг, спиной на север" способствует установлению гармонии между "водой" и " огнем".

За эту информацию спасибо сайту http://qigong.ru/Journal/index.html
Вверх


<<< Назад Дальше >>>
Под редакцией Ольги М.


Используются технологии uCoz